Как работает втягивающее реле

Втягивающее реле стартера: основные неисправности и особенности выбора устройства

как работает втягивающее реле

В морозную погоду нередки ситуации, когда при попытках завести автомобиль можно услышать лишь шум работы всего стартера или же отдельных его компонентов.

Конечно, замена стартера могла бы решить проблему, однако часто неисправность касается лишь двух его компонентов – бендикса, втягивающего реле.

Именно о втором компоненте мы и поговорим, заодно ответив на вопросы примерно такого содержания: как проверить втягивающее реле, как его отремонтировать и как подбирать новое реле в случае необходимости.

Немного теории

Вообще, современные стартеры оснащаются парой реле. Первое отвечает за включение агрегата. Оно находится непосредственно в моторном отсеке, причем в отдельных моделях автомобилей реле помещается еще и в отдельный корпус. Второе реле, называемое тяговым (втягивающим), устанавливают прямо на стартер. Функций у данного устройства несколько:

  • Обеспечение синхронной работы узлов автомобильного стартера при запуске ДВС;
  • Распределение эл. энергии между эл-магнитным реле и моторчиком стартера;
  • Обеспечение совместной работы обгонной муфты и венца маховика (подвод шестерней) и, наоборот, отвод шестерней в нужный момент времени.

Вот как все устроено: когда в замке зажигания были замкнуты контакты, сразу же срабатывает обычное реле стартера, отвечающее за подачу напряжения от аккумулятора к т.н. втягивающую обмотку. В результате наводится магнитное поле, воздействующее на якорь реле, за счет тот попадает внутрь обмотки.

Теперь осуществляется сразу 2 действия: начинает двигаться вилка стартера, помогая сдвинуться обгонной муфте, еще называемая бендиксом, а также замыкаются контакты установленного втягивающего реле. Проще говоря: стартер теперь соединен с маховиком, после чего он подключается к аккумулятору и за счет прохождения тока по цепи теперь может запуститься двигатель.

Не забывайте, что работа систем сгорания без исправной работы электрических цепей авто невозможна.

Однако, и на этом еще не все. Теперь, когда стартер включается, за счет работы т.н. удерживающей катушки якорь удерживается в своем крайнем положении – в таком режиме работы втягивающее реле не потребляет много энергии.

А если двигатель уже запущен, цепь стартера разрывается и происходит обесточивание реле. В автомобильных реле имеется пружина – именно она, стремясь сжаться, возвращает якорь в начальное положение. Следом свое положение меняет контактный диск и бендикс. Аккумулятор отключается.

Далее реле уже никак не участвует в работе автомобиля вплоть до дальнейшего запуска двигателя.

Подробнее об устройстве

Наверняка не каждый автолюбитель сразу же поймет все нюансы работы автомобильных реле. Мы постараемся немного упростить и разобрать важные моменты. Важно понимать, что реле – это устройство, предназначенное для замыкания или размыкание электрической цепи, в которую оно введено. Конкретно тяговое реле реагирует на электрические величины и не работает на принципах электромагнитизма. Обратите внимание на изображение ниже.

В простейшем втягивающем реле имеет корпус, якорь, пружина, контакты и магнит с парой обмоток (катушек). Первая катушка, называемая втягивающей, соединена с электродвигателем и клеммой управление, теперь временем как вторая (удерживающая катушка) имеет связь с корпусом и выводом управления.

При подаче постоянного тока к контакту управления в катушке наводится магнитное поле, оказывающее действие на якорь реле. Тот начинает движение и далее обеспечивает замыкание цепи между стартером и аккумулятором. Когда питание не подается, пружина возвращает якорь в его начальное положение – контакты тут же размыкаются. Свою работу бендикс прекращает.

Основные неисправности

Втягивающее реле хоть и устроено довольно просто, может пострадать от множества внешних и внутренних воздействий. Первое и самое очевидное: разрушение материалов, из которых реле состоит.

Вторая и даже более распространенная проблема: выход реле из строя вследствие сгорания контактных пластин (часто их называет пятаками). Третье: сгорание обмотки (тоже весьма частая проблема).

Почему горит втягивающее реле стартера? Самая частая причина неисправностей подобного характера кроется в электрохимических процессах, наблюдающихся в реле при попадании воды.

К признакам неисправностей имеющегося в автомобиле втягивающего реле агрегата можно отнести следующее:

  • Стартер осуществляет работу даже после запуска ДВС. Выявить это можно по звуку;
  • Стартер работает вхолостую. При этом ДВС не запускается;
  • Стартер не начал работу после характерного щелчка, сигнализирующего о включении устройства.

Дабы снять подозрения со всех смежных с реле компонентов системы, проделайте следующее:

  • Замкнуть контактные болты на тыльной части стартера, пользуясь куском провода. Ток будет идти в обход втягивающее реле;
  • Провернуть ключ зажигания. Если стартер начал вращение, проблема точно не в нем, а в реле, силовые контакты которого подгорели;
  • Послушать, как работает реле. После проворачивания ключа оно должно щелкать. Если при этом стартер не включился в работу, само реле исправно.

Проще говоря, реле может работать, а сам стартер не вращается, или же и стартер, и реле не работают вовсе. Нередки ситуации, когда реле исправно, но при его работе слышен стук. Причина кроется в плохом контакте между обмотками и «массой».

Величина сопротивления исправной втягивающей обмотки составляет 0,55 Ом, тем временем как удерживающей обмотки чуть больше – 0,75 Ом. Сопротивления нужно измерить омметром. Если реальные показатели сопротивлений ниже указанных, можно говорить о произошедшем коротком замыкании в обмотках.

Высокий показатель сопротивления говорит о плохом контакте или с клеммами, или с «массой». Для таких проверок лучше не пользоваться лампочкой, так как она будет гореть даже при коротком замыкании.

Также нельзя не рассказать об одной интересной неисправности, которая нехарактерна для правильно изготовленных втягивающих реле. Дело в том, что вывод одной из катушек может быть осуществлен неправильно – при работе катушке начинают компенсировать друг друга. В этом случае нужно покупать новое реле, хотя можно попробовать перепаять концы дефективной катушки.

Как отремонтировать втягивающее реле стартера

Бывает и так, что реле удается отремонтировать. Заметьте, что далеко не все из этих устройств являются разборными. Если у вас разборное, то все отлично. Но для начала реле нужно снять. Работа состоит из таких этапов:

  1. Отключить аккумуляторную батарею;
  2. Снять весь стартер с автомобиля;
  3. Тщательнейшим образом очистить стартер – грязь и пыль в ходе работы может попасть внутрь агрегата;
  4. Открутить гайки щеточного узла, после чего ослабить болт контакта втягивающего реле;
  5. Окрутить винты, фиксирующие реле;
  6. Заняться осмотром демонтированного реле.

Если реле разборное, то на его торцах будут видны гайки – их нужно открутить и разобрать устройство. Заметьте, что крышка некоторых реле не снимается без предварительной распайки контактов. Имеет смысл вне зависимости от характера неисправности зачистить все токоведущие части (обратите внимание на цвет материалов в местах пригорания).

Эксперты рекомендуют при любом ремонте менять сердечник реле на новый. Также может потребоваться замена контактов. Если возвратная пружина была деформирована или ослаблена, ее придется заменить. Если была обнаружена проблема с компенсирующимися катушками, описанная выше, потребуется пайка.

При обратной сборке и установке реле уделите особое внимание силе затяжки клемм.

Эксперты не рекомендуют смазывать втягивающее реле стартера, а вот обгонную муфту (бендикс) смазывать можно. При этом не рекомендуется использовать графитную смазку, так как она боится высоких температур, воды, а также довольно быстро высыхает.

Выбор нового втягивающего реле

Подбирать новое тяговое реле раньше было проще всего именно в офлайн-магазинах. Сегодня поиск в онлайн-магазинах серьезно упростился и стал проще. При подборе нового втягивающего реле нужно помнить о следующем:

  • Не всегда реле, которое вы найдете в электронных каталогах, соответствует стартеру. Искать стоит в первую очередь оригинальное реле для установленного в вашем авто стартере, а уже потом подбирать аналоги данного реле, если оно показалось вам слишком дорогим;
  • Уточните геометрию реле, которое будете заказывать. Вот здесь-то офлайн магазины и оказываются более надежными – можно взять старое реле с собой и сравнить его с найденным;
  • Стоит заранее приобрести 2 пары медных гайк и шайб, которыми лучше всего фиксировать новую деталь. Запас такой «мелочи» рано или поздно окажется крайне полезным.

Советуем отнестись к выбору втягивающего реле с особым вниманием. Даже у вас стоит оригинальный стартер, на аналогичной модели авто другого года выпуска стартер может оказаться другим – пара установленных на агрегатах реле не будет взаимозаменяемой. Именно по этой причине нужно руководствоваться или VIN-кодом, или параметрами и кодом имеющегося стартера и втягивающего реле.

Ведущие производители

При покупке втягивающего реле стартера важно обращать внимание не только на его характеристики и на совместимость с имеющимся стартером, но также и на фирму-производителя. Учтите, что автозапчасти могут предлагать не только сами производители, но также и фирмы-упаковщики. Вот несколько марок, о которых автолюбителю стоит знать:

Последняя фирма является не столько производителем, сколько упаковщиком. Именно ее автозапчасти водитель сможет найти в магазине с наибольшей вероятностью. Качество можно оценить как высокое, а цену как весьма демократичную.

Выше мы писали о том, что соответствия между реле и стартером не всегда соблюдается. Учтите, что популярные производители стартеров могут использовать реле сторонних фирм. Наиболее известными производителями стартеров являются уже указанные выше фирмы, а также Magneton, Nikko, Mitsuba, Delco Remy, Cav, Poong Song, Delphi, Leece-Neville. По именам этих фирм также можно начинать поиск втягивающего реле в электронных каталогах известных интернет-магазинов.

Частые вопросы

Затронем несколько интересных вопросов, которыми могут задаться как водители-новички, так и весьма опытные автолюбители. Итак:

  • Какой ток втягивающего реле стартера? Ответ: многое зависит от модели стартера и реле, но в большинстве устройств через контакт управления проходит ток силой 15-20 Ампер. В некоторых случаях этот ток имеет большую силу, но также не забывайте, что сила тока зависит от того, чистые ли контакты;
  • Как разобрать втягивающее реле стартера? Ответ: данный вопрос затрагивался выше. При этом добраться можно и до «начинки» неразборного реле, хотя без специальных инструментов и нарушения целостности корпуса не обойтись.

Выше мы уже описывали процесс ремонта реле. Особых сложностей с этим не возникнет даже у неопытного автолюбителя. Проблема может возникнуть лишь в ходе поисков деталей реле. Впрочем, многие детали для ремонта можно найти у уже упомянутой датской фирмы Cargo. Большая часть предлагаемых фирмой товаров произведены в странах Юго-Восточной Азии, однако их качество довольно высоко.

Вывод

Мы рассмотрели основные неисправности втягивающих реле стартеров, а также задались вопросом выбора нового устройства. С учетом высокой живучести реле, обусловленной простотой и продуманностью конструкции, оно может служить ровно столько, сколько прослужит транспортное средство. Впрочем, поломка тоже не является редкостью. Так как речь идет об автомобильных электрических цепях, проблема может крыться не в самом реле, а других компонентах системы.

Учитывайте, что даже качественно отремонтированное реле редко служит свыше 2-3 лет. Так как оригинальное реле стоит немалых денег, в ремонте есть смысл – запчасти все равно стоят небольших денег, а с ремонт разборного реле легко осуществить. Если ремонт не дал никакого результата, стоит обратиться на СТО, вместо того чтобы покупать новое устройство и проверять работоспособность системы с его помощью.

Источник: https://avto.pro/autonews/vtyagivayuschee_rele_startera_osnovnie_neispravnosti_i-20181015/

Проверка и ремонт втягивающего реле стартера

как работает втягивающее реле

Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.

Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.

Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.

Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.

Назначение втягивающего реле стартера

Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.

Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.

Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (подробно о ремонте бендикса). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.

Проверка втягивающего реле стартера

Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.

Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:

  • Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
  • Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
  • Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.

Порядок демонтажа стартера

Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).

Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.

Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.

Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.

Как проверить втягивающее реле стартера

Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.

  1. Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для «прикуривания», которые оснащены «крокодилами».
  2. Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
  3. После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
  4. Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
    • если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
    • если признаки «жизни» отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.

При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.

Ремонт втягивающего реле стартера

Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.

В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).

В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:

  • Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
  • Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
  • Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
    • в первом случае поможет замена контактов,
    • во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.
  • Теперь останется собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
  • Отремонтированный стартер устанавливается на место, после чего можно испытать его работу.

И на последок рекомендуем посмотреть видео, на котором показано, как можно завести мотор с нерабочим втягивающим реле стартера.

Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера

Источник: https://unit-car.com/diagnostika-i-remont/153-kak-proverit-vtyagivayushego-rele-startera.html

Втягивающее реле стартера — как оно работает

как работает втягивающее реле

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В жизни каждого водителя бывали моменты, когда автомобиль отказывался работать и сдвинуть его с места можно было только с применением физической силы.

Причин этого явления насчитывают множество, но что бы точно узнать в чем дело нужно провести диагностику транспортного средства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поменять задние колодки на нексии

Если Ваш автомобиль не реагирует на запуск, в первую очередь следует проверить исправность электропроводки, аккумулятора и если с ними все хорошо, то вполне реально найти поломку в работе стартера.

Наиболее уязвимое место этой детали — втягивающее реле, о принципе работы которого знают немногие. Этот довольно маленький узел оказывает огромное влияние на начало работы мотора и в случае выхода из строя отдельных его составляющих, машина окажется полностью «парализована». Поэтому, в данной статье мы расскажем об особенностях работы втягивающего реле, возможных поломках и способах их устранения.

1. Функции втягивающего (тягового) реле стартера

Прежде чем начать обсуждение темы, стоит понимать о чем конкретно пойдет речь. Дело в том, что в конструкцию стартера входят два реле, отвечающих за его работу. Первое обеспечивает его включение и находится в моторном отсеке (в зависимости от модели автомобиля может либо монтироваться в общий блок реле, либо находиться в отдельном корпусе), а второе (тяговое реле) устанавливается на стартере и выполняет следующие функции:

— при запуске двигателя, синхронизирует работу узлов (цепей) стартера;

— способствует перераспределению электроэнергии между мотором стартера и электромагнитом реле;

— подводит шестерни бендикса к зубцам венца маховика, а после старта — возвращает ее на прежнее место. Эту функцию, многие автолюбители, считают основной в работе данного устройства.

Практически во всей автомобильной литературе, описанное устройство называется «тяговым реле стартера», однако, в народе его называют еще «втягивающим», имея ввиду туже самую деталь.Первым человеком, изобревшим втягивающий механизм, в далеком 1912 году, стал Чарльз Кеттеринг, один из основателей, популярной и в наши дни, фирмы Delco.

Именно благодаря ему, в то же время, с конвейера сошел первый автомобиль оборудованный таким устройством и, соответственно, электрической системой зажигания. Подобное нововведение, при запуске транспортного средства, позволило отказаться от использования специальной ручки (кривого стартера), которая помещался в шкив коленчатого вала и требовала немалых усилий для запуска двигателя.

Для того, что бы мотор начал работать (запустился), нужно обеспечить вращение коленвала ровно до того момента, пока в камерах сгорания не начнет воспламенятся горючая смесь. Если двигатель исправен, то на это действие затрачивается всего несколько секунд времени.

Соответственно, в случае неисправной работы любой из частей стартера, отвечающего за вращение коленчатого вала, последний не будет двигаться, а в камерах сгорания не начнет гореть топливо и автомобиль никуда не поедет.

Более конкретно, о принципе работы тягового реле стартера, а также возможных поломках этого устройства мы Вам дальше и расскажем.

2. Конструкция и система работы втягивающего реле

Данное устройство имеет относительно несложную конструкцию и включает в себя следующие детали: корпус, контакты реле, контактный диск, магнит с втягивающей и удерживающей обмоткой, сердечник (якорь), имеющий шток реле стартера и шток привода его вилки, возвратные пружины.

Основная часть этого реле — втягивающая катушка цилиндрической формы (образует электромагнит), внутри которой размещается подвижный якорь (сердечник), а сверху наматываются витки удерживающей катушки. С одной стороны сердечника размещен выходящий за габариты корпуса шток, который толкает вилку стартера и имеет на конце отверстие или перекладину (в зависимости от модели автомобиля).

С другой стороны — находится шток, на конце которого находится контактный диск реле стартера. Корпус втягивающего реле представляет собой чашку с изоляционного материала, в которую вдавлены два контакта с нарезанной резьбой (к ней, гайками крепятся клеммы). Обычно, между контактами, на внешней части крышки, расположен бортик, который не допускает короткого замыкания.

Сама крышка, с помощью винтов, так крепится к торцу реле, что его контакты выходят напротив контактного диска, размещенного на штоке сердечника.

Тяговое реле стартера прочно соединяется со стартером и располагается над ним. В случае необходимости, его довольно просто можно снять, но перед этим придется демонтировать сам стартер. В основном, все производители такой детали предлагают ее в двух вариантах: разборном (подлежит диагностике и ремонту) и не разборном, которое при поломке придется полностью заменить.

Весь процесс работы втягивающего реле стартера проходит следующим образом. Замыкание контактов в замке зажигания, приводит к срабатыванию реле стартера (обычное, размещено в монтажном блоке), которое, в свою очередь, от аккумулятора посылает напряжение на втягивающую обмотку.

Таким образом, создается магнитное поле, под действием которого якорь попадает во внутрь обмотки, выполняя при этом сразу несколько действий: с одной стороны, с помощью штока заставляет вилку стартера начать движение и сдвинуть обгонную муфту (бендикс), способствуя зацеплению шестерни стартера с венцом маховика, а с другой, помогает закрепленному на штоке диску, замкнуть контакты втягивающего реле стартера.

Таким образом, в процессе движения якоря, стартер соединяется с маховиком и сразу же подключается к аккумулятору. После этого, по мотору стартера проходит ток и он начинает двигаться, а через несколько секунд запускается двигатель автомобиля.

Когда стартер включается, втягивающая катушка отключается и ток переходит на удерживающую катушку, одна из функций которой состоит в удержании крайнего положения якоря. Использование такой катушки способствует снижению мощности, потребляемой втягивающем реле, так как на сдерживание якоря затрачивается намного меньше энергии, чем нужно было бы для его втягивания. В результате, общие затраты заряда аккумуляторной батареи, при пуске двигателя, значительно снижаются.

После того, как двигатель машины запустился (для этого используется ключ зажигания), цепь стартера разрывается, обмотка тягового реле обесточивается и благодаря действию пружины якорь возвращается в начальное положение, а следом за ним бендикс и контактный диск отводятся от контактов реле стартера. Последний одновременно отсоединяется от маховика мотора и отключается от аккумулятора. Все последующее время эксплуатации транспортного средства, втягивающее реле стартера, да и он сам, никак не участвуют в работе силового агрегата автомобиля.

3. Диагностика и ремонт устройства

Втягивающее реле стартера имеет довольно простую конструкцию и, обычно, отличается долговечностью. Но не смотря на это, из-за частых больших нагрузок на данный узел и учитывая работу реле стартера с высоким напряжением (может достигать несколько сотен ампер) в работе втягивающего реле периодически возникают проблемы, обусловленные появлением характерных неисправностей. Чаще всего, они выражаются в следующем:

— силовые контакты реле стартера, со стороны контактного диска могут подгорать;

— втягивающая или удерживающая обмотка, время от времени, способна обрываться;

— деформирование возвратной пружины;

— короткое замыкание в обмотках;

— прочие механические повреждения в отдельных деталях втягивающего реле.

Однако, прежде чем сделать окончательный вывод о существовании поломки и планировать ремонт, следует провести полную диагностику реле.

Тут важно помнить, что действует данная деталь как электромагнит: после того как на обмотки стартера подается напряжение, реле начинает притягивать к себе вилку стартера, которая подвигает бендикс, тем самым способствуя его сцеплению с маховиком.

При выполнении таких действий происходит замыкание всех контактов, подающих напряжение на обмотки. В случае сбоя, хотя бы в одной части этого процесса, автомобиль не заведется. Что бы определить место неисправности, в первую очередь, следует руководствоваться внешними ее проявлениями.

Если стартер не крутит , то тут возможны два варианты: либо втягивающее реле срабатывает, но стартер не вращается, либо втягивающее реле и стартер вовсе не работают. Срабатывание реле определяют по характерному щелчку, который появляется в момент втягивания якоря вовнутрь. Если повернув ключ, Вы его услышали, то реле исправное, а если нет — значит оно не работает или же на него не поступает ток.

В случае, когда втягивающее реле работает, но стартер не крутит, причина может крыться в подгорании силовых контактов реле. Так это или нет, Вы можете проверить с помощью любого металлического предмета (например, отвертки), замкнув им выступающие части контактов. Если после этого, стартер начинает вращаться — значит проблема действительно подгоревших контактах, а если нет, то скорее всего причина в самом стартере.

Бывает, что одновременно и стартер, и реле не работают. Причины, в этом случае, могут быть как внешними, так и внутренними (например, обрыв цепи включения, неисправность замка зажигания, обрыв обмотки втягивающего реле, когда катушка теряет контакт с «массой» и т.д.).

Если втягивающее реле работает, но при этом слышен стук или дребезг, значит причина проблемы в плохом контакте обмотки(ок) с «массой». Проверить их не сложно, для этого всего лишь нужно измерить сопротивление с помощью омметра.

Как правило, сопротивление втягивающей обмотки составляет примерно 0,55 Ом, в то время как удерживающей — 0,75 Ом.

Сопротивление, меньше этих показателей, говорит о наличии короткого замыкания внутри обмотки, а слишком большое — о ее плохом контакте с массой или клеммами.

Если Вы заподозрили, в какой-то из обмоток обрыв, проверить эту догадку можно воспользовавшись пробником из батарейки или лампочки: если подключив лампочку к обмотке она горит — все нормально, а если нет, значит имеется обрыв. Недостатком этого способа является отсутствие возможности определения короткого замыкания, так как незначительная разница в сопротивлении, практически никак не влияет на яркость свечения лампочки.

Обнаружив поломку, втягивающее реле можно либо отремонтировать, либо заменить. Однако, здесь ключевую роль играет вид его конструкции: если в транспортном средстве установлено не разборное реле, то помочь Вам сможет лишь покупка и установка новой детали, а если его можно разобрать, то вполне реально устранить проблему самостоятельно.

Для этого, прежде всего, нужно демонтировать реле со стартера и разобрать, в отдельных случаях придется отпаять выводы обмоток. Далее стоит проверить все его контакты, в случае обгорания — зачистить до блеска с помощью наждачной бумаги. Если Вы увидели отпавшие от корпуса выводы обмоток, стоит припаять их обратно.

Кроме этого, можно заменить отдельные изношенные части втягивающего реле.

После проведения такого нехитрого ремонта, деталь сможет исправно прослужить еще несколько лет, правда, намного проще купить новое реле и не играться со старым, тем более, что стоит оно не так уж и дорого.

Источник: https://auto.today/bok/2672-vtyagivayuschee-rele-startera-princip-raboty-i-ustroystvo.html

Назначение и принцип работы реле стартера

Стартер – один из основных узлов двигателя. От его исправной работы зависит стабильный запуск двигателя. Если в автомобилях с механической КПП экстренный запуск двигателя в случае отказа стартера можно осуществить «с толкача», то в авто с АКПП при неработающем стартере такую операцию произвести невозможно. Поэтому важно следить за исправностью узлов стартера, с том числе, втягивающего реле.

Первое стартерное устройство без реле было произведено Чарльзом Каттерингом в начале прошлого века. Первоначально он представлял обычный электродвигатель, который после запуска двигателя переходил в режим генератора. Немного позже автопромышленник и изобретатель из США Винсент Гуго Бендикс предложил устройство стартера с встроенным реле запуска, схема которого и дошла до наших дней без существенных изменений.

Конструкция стартера включает следующие основные узлы:

  • пусковой электродвигатель;
  • реле стартера;
  • вилка;
  • опережающая шестерня (бендикс).

В момент запуска двигателя на реле блокировки стартера поступает напряжение 12 Вольт (на грузовые авто 24 В) с замка зажигания автомобиля либо через дополнительное реле стартера электронной системы управления двигателя.

После срабатывания реле за счет сил электромагнитной индукции происходит замыкание контактных зон (пятаков), за счет чего на пусковой электродвигатель стартера поступает напряжение питания с аккумуляторной батареи автомобиля.

Одновременно якорь тягового реле стартера приводит в движение вилку (рычаг реле), которая толкает муфту холостого хода с шестерней, которая именуется бендиксом в честь ее изобретателя. Шестерня входит в зацепление с маховиком двигателя. Вращающийся пусковой двигатель стартера заводит двигатель.

Таким образом, реле стартера одновременно выполняет две основные функции: электрическое соединение контактных зон для подачи напряжения на пусковой двигатель и привод бендикса в зацепление шестерни с маховиком.

Тяговое реле стартера включает следующие узлы:

  • корпус;
  • втягивающая и удерживающая обмотки (иногда совмещенная);
  • якорь реле;
  • сердечник реле;
  • возвратная пружина якоря;
  • рычаг реле (вилка);
  • шток;
  • демпферная пружина;
  • контактная пластина;
  • контактные болты;
  • контактные пятаки;
  • возвратная пружина контактной пластины.

В целом, получается довольно сложное устройство, в котором есть чему ломаться.

Схема узлов реле стартера

Основные неисправности реле стартера, их признаки

В процессе эксплуатации автомобиля стартер подвергается высоким перегрузкам. Как правило, он установлен в нижней трети двигателя, поэтому постоянно находится в зоне досягания пыли, грязи, посторонних жидкостей (масел, антифриза, воды) в автомобиле.

Конструктивно реле объединено с основной конструкцией стартера. Учитывая, где находится реле стартера, на него приходятся не меньшие нагрузки.

К тому же, пусковые токи стартера доходят до величины 500 Ампер и более, а это приводит к разрушению контактных зон пятаков, пластины и болтов.

Основные неисправности втягивающего реле стартера:

  • обрыв, разрушение или перегорание обмоток реле;
  • разрушение контактных зон пятаков и контактной пластины;
  • подгорание зажимов болтов;
  • неисправность вилки (как правило — облом);
  • залипание штока или якоря реле;
  • разрушение пружин.

Каждая из этих неисправностей имеет свои симптомы. Так, неисправность обмотки реле приводит к общей неисправности стартера: он перестает срабатывать. Разрушение контактных зон пятаков может вызвать проблему работы стартера «через раз».

Облом вилки приводит к тому, что втягивающее реле будет щелкать, но привод стартера может не запускаться. Залипание штока и якоря, поломка пружин приводит к нестабильной работе стартера, возможному заеданию бендикса в момент запуска.

Это опасно в плане возможного повреждения систем двигателя.

Поэтому важно знать, как проверить втягивающее реле стартера в процессе его эксплуатации.

Как самостоятельно проверить реле стартера

Реле включения стартера располагается непосредственно на стартере, обычно в верхней либо боковой конструктивной зоне. К нему есть неплохой доступ, если, конечно, можно найти доступ к стартеру вообще. Во многих автомобилях стартер находится в «мертвой» зоне под выпускным коллектором в пространстве между двигателем и салоном.

Проверка втягивающего реле стартера начинается с измерения сопротивления обмотки. В некоторых более пожилых автомобилях на обмотку реле стартера подается напряжение прямо с замка зажигания. Следует с помощью мультиметра «прозвонить» (измерить сопротивление) обмотку реле. В новых авто реле стартера запитывается через реле системы управления двигателя. Оно обычно установлено в блоке предохранителей и реле подкапотного пространства. Лучше воспользоваться электрической схемой авто.

Эту операцию можно сделать и непосредственно у стартера. К нему идут два провода: один толстый от аккумуляторной батареи, другой тонкий – к реле стартера. Сопротивление между выводом реле стартера и «землей» автомобиля должно быть в пределах от 0,5 до 5 Ом. Но здесь есть «НО».

В большинстве схем генераторов в цепь реле стартера включен электродвигатель привода стартера. Поэтому, если изношены щетки, и теряется контакт электродвигателя, реле таким методом прозваниваться не будет, стартер не срабатывает.

Опытные автоэлектрики советуют постучать по стартеру (стучать нужно сильно), возможно щетки отлипнут, и стартер заработает.

:  Принцип работы ДВС

Все остальные неисправности можно определить либо «на слух», но лучше путем демонтажа стартера.

Демонтаж и замена реле стартера

Перед тем, как разобрать реле стартера, его необходимо демонтировать вместе с самим стартером. В некоторых автомобилях это можно сделать со стороны капота. Последовательность демонтажа реле стартера:

  • поставить автомобиль на стояночный тормоз;
  • отключить отрицательную клемму автомобильного аккумулятора;
  • обеспечить доступ к стартеру;
  • снять проводники, подводимые к стартеру, расположенные на реле;
  • открутить три (обычно) крепежных болта стартера;
  • снять стартер;
  • открутить винты, удерживающие реле стартера на корпусе (обычно также 3, расположены в торце реле);
  • аккуратно разобрать реле стартера, удерживая вилку.

После разборки реле стартера визуально можно определить все неисправности. Обычно проблемы возникают с вилкой стартера: во многих авто она выполнена из ударопрочной пластмассы. Ремонт втягивающего реле стартера своими руками возможен в том случае, если не повреждены обмотки.

Установка реле стартера и его подключение производится в обратной последовательности. Перед тем, как подключить стартер на автомобиль, необходимо произвести проверку исправности на стенде, либо просто на столе, подключив к нему аккумуляторную батарею и кратковременно подав на втягивающее реле положительное напряжение с АКБ. После этого стартер устанавливается на штатное место и подключается к бортовому оборудованию.

Общие советы

Чтобы втягивающее реле прослужило дольше, следует:

  • тщательно зажимать болты крепления токоведущих к реле стартера проводников;
  • периодически очищать корпус стартера от пыли и грязи;
  • производить запуск двигателя длительностью не более 15 секунд;
  • в случае появления посторонних шумов в момент запуска, моментов, когда стартер не крутит, демонтировать стартер и произвести регламентное обслуживание.

Источник: https://auto-gl.ru/naznachenie-i-princip-raboty-rele-startera/

Как проверить втягивающее реле стартера?

Отказ автомобиля заводиться после поворота ключа в замке зажигания часто происходит по вине неисправного втягивающего реле. В таких случаях водителю важно знать, как его проверить, и в случае поломки втягивающего запустить двигатель. Реле достаточно просто устроено, потому выявить неисправность и устранить ее самостоятельно под силу даже неопытному автолюбителю.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Форд фокус не работает прикуриватель

Назначение и принцип работы втягивающего реле

На большинстве автомобилей втягивающее устройство смонтировано со стартером в одном блоке, и предназначается для управления муфтой свободного хода. В конце муфты находится шестерня, вращающая маховик двигателя в момент запуска, но во время его работы такое вращение не допускается, так как приводит к поломке стартера или бортовой электросети, если стартер начнет работать в режиме генератора.

Для этого втягивающее устройство выдвигает муфту только при необходимости запуска двигателя, после чего возвращает в исходное положение, убирая шестерню из зацепления с маховиком. Особенность втягивающего реле в том, что работа стартера может производиться только при его срабатывании. Это сделано для исключения переломов зубьев в момент встречи вращающихся шестерен муфты и маховика.

Внутри реле размещена катушка с якорем, на которую действует ток после замыкания цепи. Возникшее вокруг катушки магнитное поле двигает к ней якорь, сжимая возвратную пружину и толкая рычаг, который перемещает муфту свободного хода. При запуске двигателя электрическая цепь катушки размыкается, сила магнитного поля исчезает, и возвратная пружина толкает якорь с муфтой в исходное положение.

Признаки неисправности втягивающего устройства

На поломку втягивающего устройства могут указывать следующие признаки:

  1. После пуска двигателя отключения стартера не происходит, он вращается с большой скоростью и характерным жужжащим звуком.
  2. После поворота ключа в замке зажигания происходит щелчок, показывающий срабатывание устройства, но вращения стартера не наблюдается. Иногда при обрыве в катушке, заедании якоря в определенном положении или отсутствии питания щелчок может отсутствовать.
  3. После поворота ключа в замке стартер начинает вращаться вхолостую, не воздействуя на маховик двигателя.

Возможные причины неисправности

Втягивающее реле может выйти из строя по следующим причинам:

  1. При повреждении корпуса.
  2. При повреждении магнита с обмотками.
  3. При нарушении контактов.
  4. При ослаблении возвратной пружины.
  5. При возникновении проблем с якорем.

Все поломки реле происходят из-за физического износа, пригорания контактных пластин, разрушения компонентов, перегорания обмоток.

Проверка втягивающего реле

Определить работоспособность втягивающего устройства возможно без его демонтажа со стартера автомобиля следующим способом:

  1. Осуществить проверку идущей к реле проводки на наличие обрыва.
  2. Если проводка исправна, проверяется срабатывание тягового реле. Для этого поворачивают ключ зажигания и слушают щелчок срабатывания, его отсутствие говорит о неисправности реле.
  3. Если щелчок срабатывания слышен, но вращения стартера не происходит, возможной причиной неисправности является подгорание контактных пластин. Для проверки предположения на реле отсоединяют клемму, идущую от замка, после чего отверткой замыкают клемму, идущую от аккумулятора, с клеммой, которая идет на стартер. В итоге получится подача электричества на его двигатель, минуя реле. Если началось вращение, неисправно втягивающее устройство.
  4. Проверка показателя напряжения, идущего на стартер, позволит определить, в чем заключается проблема – в проводке, АКБ или стартере. Мультиметр подключают к плюсовой клемме реле, куда подходит напряжение аккумулятора, а минус прибора подсоединяют к массе. При включении в этот момент зажигания, напряжение должно быть 12 В. Если показатель ниже – энергии аккумулятора, скорее всего, недостаточно для запуска двигателя, но хватает, чтобы срабатывало реле.

Проверка втягивающего реле на снятом стартере

Проверку работоспособности реле удобнее производить на снятом стартере. Но перед демонтажем делают несколько операций, позволяющих выявить неполадку:

  1. Проверяют надежность крепления клемм, состояние АКБ, удаляют окислы с контактов и клемм аккумулятора.
  2. Убеждаются в надежности крепления проводки к стартеру гайками. Если заметна коррозия, контакты зачищают мелкой наждачной бумагой.
  3. Проверяют состояние реле включения стартера.

Стартер снимается после отсоединения подходящих к нему проводов и откручивания болтов крепления. В некоторых автомобилях на эту операцию уйдет много усилий, так как агрегат может располагаться в плохо доступном моторном отсеке.

После извлечения стартера, его очищают от грязи, обрабатывают наждачной бумагой окисленные контакты, и начинают проверку в следующем порядке:

  1. Агрегат размещают рядом с АКБ, от клемм которой идут провода с «крокодилами».
  2. Плюсовая и минусовая клеммы соединяются с соответствующими контактами на втягивающем устройстве.
  3. Свободным концом минусового провода касаются к корпусу стартера и наблюдают результат:
  • Если произошел отчетливый щелчок в реле, значит оно работает;
  • Если втягивающее не подает «признаков жизни», оно нуждается в замене или ремонте.

Ремонт разборного втягивающего реле

Завод-изготовитель оснащает стартеры неразборным или разборным втягивающим устройством. Неразборное реле в случае поломки подлежит замене, а разборное можно починить. Описанный метод позволяет произвести проверку втягивающего реле всех моделей ВАЗ: 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, Нива, Лада Приора, Калина, Гранта, Веста и большинства иномарок.
Разборка и ремонт реле осуществляется в следующем порядке:

  1. Откручивают гайки крепления крышки корпуса.
  2. При необходимости дополнительно отпаивают концы обмоток.
  3. После снятия крышки осматривают силовые контакты:
  • При их подгорании производят зачистку поврежденной части наждачной бумагой;
  • При износе производят замену.
  1. Устройство собирается в обратном порядке и проверяется на работоспособность.
  2. Отремонтированное реле устанавливается обратно на стартер.

Источник: https://voditelauto.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D1%82%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0/

Втягивающее реле стартера — неисправности, проверка, принцип, схема работы и ремонт

Втягивающее реле стартера — это электромагнит, который в системе зажигания выполняет две функции. Первая — подведение шестерни бендикса стартера к зубчатому венцу маховика.

Вторая — ее возврат в исходное положение после запуска двигателя. Поломка втягивающего реле грозит тем, что двигатель попросту не заведется. Причин поломки реле не так много.

В данном материале мы постараемся описать признаки и причины поломки, а также методы диагностики и ремонта.

Вам станет известно:

Втягивающее реле с сердечником

Принцип работы втягивающего реле

Перед тем как перейти непосредственно к неисправностям и методами их устранения, автовладельцам будет полезно узнать устройство втягивающего реле стартера, и как оно работает. Сразу стоит отметить, что механизм представляет собой классический электромагнит, состоящий из двух обмоток (удерживающей и втягивающей), схемы подключения его к стартеру, а также сердечника с возвратной пружиной.

В момент поворота ключа зажигания напряжение от аккумулятора подается на обмотки втягивающего реле. При этом создается электромагнитное поле, которое перемещает сердечник, находящийся в его корпусе. Тот, в свою очередь, сжимает возвратную пружину. В результате этого противоположный конец “вилки” сдвигается к маховику.

При этом шестерня, соединенная с бендиксом, выдавливается наружу до момента зацепления с венцом маховика. В результате зацепления замыкаются контакты встроенной схемы включения стартера. Далее втягивающая обмотка отключается, а сердечник остается в зафиксированном положении при помощи работающей удерживающей обмотки.

Схема работы втягивающего реле

После того как ключ зажигания отключает двигатель, напряжение на втягивающее реле перестает подаваться. Происходит возврат якоря в исходное положение. Механически соединенные с ним вилка и бендикс выходит из зацепления с маховиком. Таким образом, неисправность втягивающего реле стартера — это критическая поломка, из-за которой невозможно запустить двигатель.

Схема втягивающего реле стартера

Схема втягивающего реле

В дополнение к предыдущему пункту представляем вашему вниманию схему втягивающего реле стартера. С ее помощью вам будет легче понять принцип действия устройства.

Втягивающая обмотка реле всегда подключена к “минусу” через стартер. А удерживающая обмотка — непосредственно к аккумулятору. Когда сердечник реле прижимает рабочую пластину к болтам, и на стартер подается “плюс” от аккумулятора, то аналогичный “плюс” подается и на выход “минуса” втягивающей обмотки.

Из-за этого она отключается, и ток продолжает идти только по удерживающей обмотке. Она слабее, чем втягивающая, однако обладает достаточной силой, чтобы постоянно удерживать сердечник внутри корпуса, что обеспечивает беспрерывную работу мотора.

Использование двух обмоток позволяет значительно экономить энергию аккумулятора во время запуска двигателя.

Существуют модели реле с одной обмоткой — втягивающей. Однако такой вариант непопулярен в силу значительного расхода энергии аккумулятора.

К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

  • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
  • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:

  • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
  • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
  • деформация или ослабление возвратной пружины;
  • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром

Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

Как проверить втягивающее реле

Методов проверки втягивающего реле существует несколько. Разберем их по порядку:

  • Срабатывание реле можно определить достаточно просто — в момент запуска раздается щелчок, производимый двигающимся сердечником. Этот факт говорит об исправности устройства. Если же щелчка нет — значит, втягивающее реле стартера не срабатывает. Если втягивающее щелкает, но не крутит стартер, то вероятная причина этого заключается в подгорании контактов реле.
  • Если втягивающее реле срабатывает, но при этом слышно своеобразное дребезжание, то это говорит о неисправностях в одной или обеих обмотках реле. В данном случае проверку втягивающего реле стартера можно провести с помощью омметра путем измерения сопротивления его обмоток. Необходимо вытащить сердечник и возвратную пружину из корпуса, после чего попарно проверить сопротивление между обмотками и “массой”. Это значение должно находиться в пределах 13 Ом. После этого вставить сердечник без пружины, замкнуть силовые контакты и измерить сопротивления между ними. Это значение должно быть 35 Ом (значение зависит от конкретного реле). Если измеренное значение ниже, чем указанные числа, то можно говорить о коротком замыкании в цепи и выходе обмоток из строя.

Типы втягивающих реле и их производители

Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
  • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
  • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

  • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
  • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
  • Dynamo AD, Болгария;
  • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

Итоги

Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ.

Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим.

Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Источник: https://etlib.ru/blog/549-vtyagivayushchee-rele-startera

Втягивающее реле стартера – для чего оно необходимо и как работает

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Прежде, чем любой автомобиль, подчиняясь желаниям владельца, выедет из гаража и поедет из пункта «А» в пункт «Б», его необходимо завести. Большинство современных автопользователей, которых автолюбителями можно назвать с большой натяжкой, доверяют ремонт и обслуживание своего авто специалистам сервисных центров.

Плохого в этом ничего нет, если не учитывать, тот факт, что автомобили эксплуатируют бездумно, неаккуратно. Уважающий себя водитель, даже если не принимает лично участие в ремонте машины, должен знать её устройство, основные признаки неисправностей, порядок их устранения. Это необходимо хотя бы для того, чтобы не выглядеть глупо в разговоре с автослесарем и не попасться в руки мошенников от ремонта.

Так как движение автомобиля начинается с запуска мотора, то в первую очередь, необходимо освоить устройство системы пуска. Одно из самых уязвимых мест – это втягивающее реле стартера. Об этой детали слышали все, но принцип её работы и устройство понимают не многие.

Сравнительно небольшой узел играет ключевую роль в запуске мотора. Если в случае поломки иных частей эксплуатация автомобиля возможна, то сломанное реле стартера полностью парализует автомобиль.

Тяговое реле стартера – для чего оно необходимо

Втягивающее реле стартера

Прежде, чем приступить к изучению устройства втягивающего реле, необходимо уяснить, что за работу стартера отвечает два реле, которые не следует путать. Первое – реле включения стартера, находится в моторном отсеке.

В зависимости от марки и модели автомашины оно может быть выполнено в самостоятельном корпусе или монтироваться в общий блок вместе с другими реле.

Второе – это втягивающее реле, которое установлено непосредственно на стартере и выполняет следующие функции:

  • перераспределение электроэнергии между электромагнитом реле и мотором стартера;
  • синхронизация работы узлов стартера при запуске мотора;
  • подача шестерни бедикса до зацепления с зубами венца маховика;
  • возврат шестерни в исходное положение после пуска.

В литературе можно встретить чуть измененной название одного и того же реле – тяговое реле стартера. В народно-автомобильном обиходе это устройство называют просто – «втягивающее».

Для того, чтобы мотор запустился, необходимо принудительно вращать коленчатый вал до того момента, как в камерах сгорания не начнёт воспламеняться топливная смесь. В исправном моторе для этого необходима «секунда» времени.

Задача втягивающего реле заключается в том, чтобы синхронизировать работу стартера, обеспечить зацепление рабочих частей шестерён и убрать бендикс от маховика после запуска двигателя.

Устройство втягивающего реле стартера и принцип его работы

Тяговое реле стартера находится над стартером в прочном соединении с ним. При необходимости оно достаточно просто снимается, но сделать это можно только на демонтированном стартере.

Разные производители предлагают реле в двух вариантах: разборное, которое при необходимости можно подвергнуть диагностике, ревизии и ремонту, и неразборное, которое в случае поломки меняется целиком.

Основными частями реле являются:

  • корпус;
  • якорь;
  • магнит с обмотками (втягивающая и удерживающая);
  • возвратная пружина;
  • контакты.

После поворота ключа в замке зажигания, в катушке возникает электромагнитное поле на втягивающей обмотке и якорь, притягиваясь, перемещается в сердечник, который посредством рычага вводит в зацепление с венцом маховика рабочую шестерню бендикса.

Как только сердечник достигает крайнего положения, «втягивающий» стартера замыкает пару контактов, которые называют «пятаками». В этот момент включается удерживающая обмотка и подаётся ток на обмотку мотора, который начинает вращать вал и маховик, находящийся в зацеплении с шестернёй.

С пуском мотора контакты в замке зажигания размыкаются, подача электроэнергии на стартер прекращается, и возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение, а вместе с ним и шестерню с обгонной муфтой. Вот, собственно, такой принцип работы втягивающего реле стартера.

Источник: https://cartore.ru/319-vtyagivayuschee-rele-startera.html

Устройство втягивающего реле стартера и его замена +

Устройство втягивающего реле стартера – электрического магнита, который предназначен для подведения к венцу маховика шестерню бендикса, относительно простое. Поэтому ремонт данного механизма, часто называемого тяговым, любой более-менее опытный автолюбитель может осуществить самостоятельно.

Втягивающий механизм был изобретен Чарльзом Кеттерингом. Именно благодаря ему уже в 1912 году было выпущено первое авто с таким устройством и системой электрического зажигания, что позволило отказаться от запуска мотора при помощи специальной ручки, помещаемой в шкив коленчатого вала. Описываемое нами приспособление предназначено для выполнения ряда важных функций, в частности таких:

  • синхронизация при запуске двигателя автомобиля функционирования цепей стартера;
  • перераспределение электрической энергии между мотором стартера и электромагнитным реле;
  • подведение шестерни бендикса к маховику, а после пуска – возвращение ее в начальное положение.

Интересующий нас механизм не стоит путать с реле включения стартера, которое располагается в моторном отделении.

Реле включения также имеет большое значение для функционирования стартера автомобиля, но оно выполняет совершенно иные задачи.

Принцип работы и устройство втягивающего реле стартера

Данный механизм состоит из следующих элементов:

  • электромагнит с удерживающей и втягивающей обмоткой;
  • корпус;
  • контакты;
  • якорь;
  • возвратная пружина (она находится в сердечнике устройства).

При подаче напряжения на обмотки втягивающего механизма (оно возникает при повороте ключа зажигания) создается магнитное поле, которое передвигает якорь стартера. Этот якорь в свою очередь давит на возвратную пружину и сжимает ее. Конец вилки, размещенный на противоположном от корпуса устройства конце, начинает перемещаться к маховику, что приводит к зацеплению шестерни с его венцом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ремонт рулевой рейки на мерседес спринтер

При этом происходит замыкание так называемых «пятаков» – пары контактов, встроенных в конструкцию рассматриваемого нами реле. В результате всех указанных движений удерживающая обмотка включается и передает на обмотку двигателя требуемый ток, который приводит во вращение зацепленный с шестерней маховик и вал.

Когда ключ зажигания возвращается в первоначальное положение (пуск двигателя произведен), «пятаки» размыкаются, механизм перестает получать электрическую энергию. Как результат – якорь, управляемый возвратной пружиной, становится в свое начальное положение, а маховик выходит из зацепления с бендиксом. Как видим, устройство тягового реле стартера простое, по этой причине принцип его работы может уяснить любой водитель.

Втягивающее реле стартера – ремонт устройства

Чаще всего ремонт реле требуется из-за:

  • разрушения материалов в результате их усталости и потери прочности;
  • сгорания обмотки стартера либо реле;
  • выгорания внутри механизма «пятаков».

При каждом цикле работы рассматриваемое нами устройство воспринимает критические нагрузки, что и становится причиной относительно быстрого выхода из строя его составных частей. Причем поломка вилки, контактов, обмоток приводит к тому, что мотор завести не удастся никаким способом.

Чтобы не снимать и не разбирать тяговое реле стартера безосновательно, рекомендуется сначала провести его проверку на работоспособность. Тем более сделать это сможет даже новичок. Если стартер молчит и не подает признаков жизни, первое, что нужного проверить это втягивающее, и начать стоит с проводки путём прозвона, с помощью мультиметра нужно убедиться в целостности.

Если проводка исправна, далее следует убедиться, что реле работает. Для этого может потребоваться помощник, который повернет ключ зажигания, в этот момент должен послышаться щелчок, сигнализирующий о работе механизма. Если щелчка нет, реле следует заменить.

Бывает и такое, что щелчок есть, но стартер молчит, в таком случае срабатывание реле не происходит преимущественно из-за подгоревших контактов (медные пятаки). Чтобы это проверить, нужно скинуть клемму, которая идёт от аккумулятора, вооружиться отвёрткой и замкнуть верхний и нижний контакт на реле. Если стартер заработал, значит, проблема во втягивающем реле.

Также можно проверить напряжение, поступающее на стартер при помощи мультиметра, однако этот метод позволяет определить источник проблемы (стартер или проводка с аккумулятором). Красный щуп подсоединяется к плюсовой клемме АКБ, чёрный к массе.

После этого помощник должен повернуть ключ в замке зажигания в положение запуска, мультиметр в этот момент должен показать напряжение не ниже 12 В. Если показатели оказались меньше, значит, АКБ разряжена и попросту нет достаточной энергии для запуска мотора, однако напряжения достаточно для срабатывания механизма реле.

Вопрос того, как разобрать втягивающее реле стартера, не является проблемой, если речь идет о разборном устройстве. Оно соединено со стартером и располагается непосредственно над ним. Чтобы провести диагностику и ремонт механизма, следует обязательно демонтировать стартер, а потом произвести разборку реле.

Если же на вашем транспортном средстве установлено неразборное втягивающее устройство, «разложить» его полочкам не получится. Придется купить новое реле и установить его на место старого. Вся операция, учитывая простое устройство втягивающего реле стартера, займет у вас от силы 15 минут.

Источник: https://carnovato.ru/ustrojstvo-vtjagivajushhego-rele-startera-princip-raboty/

Как проверить втягивающее реле стартера

Движение любого транспортного средства начинается с запуска его силового агрегата, поэтому для осуществления этой процедуры необходимо, чтобы пусковое устройство, в частности втягивающее реле стартера, из-за которого по статистике случается большинство проблем, всегда функционировали исправно.

особенность неисправности системы пуска заключается в том, что не всегда есть возможность транспортировки автомобиля в сервисный центр для устранения неполадки, поскольку таковые имеются не во всех населенных пунктах, помимо этого, потребуются услуги эвакуатора, а они стоят не дешево, и также могут отсутствовать.

Поэтому знания об устройстве пусковой системы автомобильного двигателя, назначении стартера и его втягивающего реле будут отнюдь не лишними, и помогут самостоятельно устранить большинство неполадок этих элементов.

Для чего нужно втягивающее реле стартера?

В конструкции стартера этот узел выполняет следующие функции:

  • выступает в роли разделителя, эффективно перераспределяя энергию между электромагнитным реле и стартером;
  • управляет работой элементов стартера;
  • отвечает за синхронизацию шестерен бендикса, то есть, подает их во время пуска силового агрегата, и убирает после его остановки.

Правильное название этого реле – тяговое, именно оно постоянно употребляется в специализированной литературе, путая большинство владельцев транспортных средств, особенно начинающих. Принцип работы втягивающего реле довольно прост.

Известно, что для запуска мотора необходимо начать вращение его коленчатого вала. Эта процедура занимает не больше секунды, а тяговое в это время управляет бендиксом, благодаря чему шестерня пускателя соединяется с шестерней коленвала.

По сути, тяговое реле работает по такому же принципу, как и электромагнит.

В конструкцию элемента входят два типа обмоток:

  1. Удерживающая.
  2. Втягивающая.

Также в его схему включено устройство, которое позволяет активировать стартер и сердечник. Включение зажигания обеспечивает подачу напряжения на втягивающую обмотку реле, что приводит к образованию магнитного поля, которое воздействует на якорь, сжимающий возвратную пружину.

Вилка начинает движение в сторону маховика, а шестерня входит в зацепление с бендиксом перед тем, как соединится с зубчатым маховиком. После этого соединения происходит замыкание интегрированных в реле контактов стартера, которое управляется двумя типами схем с разной мощностью.

Одна из них более мощная отключает втягивающую обмотку и фиксирует якорь, сжимая его пружину, которая удерживается за счет наличия в конструкции дополнительной обмотки. После выключения зажигания, контакты втягивающего реле размыкаются, ток уже не подается на обмотки, якорь под воздействием пружины возвращается в исходное положение, маховик и бендикс разъединяются.

Что делать, если не срабатывает втягивающее реле стартера?

Перед тем как приступить к обнаружению неполадок тягового реле, необходимо протестировать стартер на работоспособность. Самый простой способ его диагностики – это запуск силового агрегата.

Достаточно просто провернуть ключ в замке зажигания, при этом в области расположения стартера раздаются отчетливые щелчки, сигнализирующие о начале его работы.

Если коленвал двигателя так и не проворачивается, соответственно, это первые признаки неисправности втягивающего реле, которое нуждается в ремонте.

Существует несколько способов, как проверить втягивающее реле стартера, но, самым простым из них является следующий: в подкапотном пространстве необходимо обнаружить, где находиться стартер и добраться до него.

Втягивающее находиться около стартера и соединено с ним. В задней части корпуса тягового реле находятся два медных контакта-болта, которые необходимо замкнуть между собой при помощи отвертки с хорошо изолированной ручкой.

Если механизм пришел во вращение, следовательно, втягивающее неисправно.

Заметим, что не на всех моделях транспортных средств можно без проблем добраться к стартеру, порой это попросту невозможно, поэтому для корректной проверки работоспособности реле, элемент необходимо демонтировать с автомобиля.

Работоспособность снятой детали проверяют при подключении ее к аккумуляторной батареи, при этом минусовая клемма соединяется с корпусом элемента, а плюсовая – с пусковой клеммой на втягивающем реле.

После этого оно должно начать работать, сигнализируя об этом характерным щелчком.

Так же проверить реле можно при помощи мультиметра, для этого необходимо к плюсовой клемме (на ней находиться провод) подключить красный провод мультиметра. А черный бросить на массу (корпус) и включить режим вольтметра. Если при повороте ключа зажигания мультиметр показывает 12 вольт, то реле стартера исправно.

Внимание! При проведении тестирования необходимо соблюдать максимальную осторожность, поскольку механизм вращается слишком быстро, в связи с этим существует риск травматизма.

Зачастую проблема заключается в залипании или подгорании контактов, однако существует и ряд других неисправностей. Перечислим их:

  • выработка составных частей устройства;
  • замыкание витков катушек;
  • повреждения вследствие неправильной эксплуатации.

Практически во всех этих случаях тяговое нуждается в замене, поскольку нет смысла его восстанавливать. Также наличие неисправностей этого узла можно определить по следующим признакам:

  1. При проворотах ключа зажигания наблюдается работа стартера, при этом силовой агрегат не запускается.
  2. Отсутствие характерного жужжащего звука работы пускового устройства в подкапотном пространстве автомобиля.
  3. Холостая работа пускателя, которая характеризуется пощелкиванием в его области, являющимся свидетельством работы системы, но при этом стартер не крутит коленвал двигателя.

Эти симптомы являются характерными при неисправностях втягивающего, помимо этого, часто его выход из строя вызван перегоранием электрических частей устройства. Наиболее подвержены этому электромагнитные схемы, поскольку они являются самыми незащищенными в конструкции.

Реже подгорают контакты, клеммы и обмотки, и если в первых двух случаях достаточно их просто почистить, чтобы устранить неисправность, то в случае с перегоранием обмотки, придется заменить деталь.

Также причиной неисправности тягового является физическое свойство металла, именуемое как «усталость», которая может полностью вывести устройство из строя.

Необходимо подчеркнуть, что невозможность запуска силового агрегата не всегда вызвана неисправностью втягивающего, либо стартера, возможно проблема в банальном его залипании. Если после ремонта или замены элементов ситуация не улучшилась, проблемы кроются в электрической сети автомобиля, могут быть вызваны низкой емкостью источника питания, наличием поломки в моторе, либо другими причинами. Правильно установить их можно лишь после проведения диагностики.

Небольшой итог написанного

Провести самостоятельную диагностику работоспособности и выполнить последующий ремонт втягивающего не составит труда для владельцев транспортных средств, тем более что для этого не нужен набор заумных инструментов и сложное технологическое оборудование. Сложность процесса тестирования зависит исключительно от удобства расположения стартера в моторном отсеке.

Источник: https://automorum.ru/sistemy-avtomobilya/sistema-zazhiganiya/vtyagivayushhee-rele-startera.html

Втягивающее реле стартера: устройство, назначение, возможные неисправности и ремонт :

Стартер – это один из основных узлов любых двигателей. От того, исправен ли он, зависит запуск мотора. Если на автомобиле, оснащенном механической коробкой передач, в случае выхода стартера из строя можно запустить мотор народным способом «с толкача», то на машинах, оснащенных АКПП, при нефункционирующем стартере проделать такую операцию невозможно.

Важно следить за тем, чтобы стартер всегда находился в исправном состоянии. Один из важных узлов – втягивающее реле стартера. Наверное, каждый сталкивался с неисправностью, когда при повороте ключа в замке зажигания из-под капота раздаются щелчки, а привычных звуков вращения нет. Это говорит о том, что втягивающее реле вышло из строя. Давайте рассмотрим, как оно устроено, для чего необходимо, как его ремонтировать.

Принцип действия

Одним из первых стартеров было устройство, разработанное и собранное Чарльзом Каттерингом еще в начале прошлого века. Изначально этот агрегат представлял собой обыкновенный электрический мотор. В этом устройстве втягивающее реле стартера отсутствовало, а после запуска двигателя электромотор переходил в режим работы генератора.

Позже известный изобретатель и специалист в области автомобильной промышленности Винсент Бендикс предложил стартер, оснащенный специальным реле. Схема и устройство этого реле дошли до наших дней без каких-либо серьезных изменений.

Этот механизм представлял собой электрический двигатель, втягивающее реле стартера, вилку, а также бендикс или опережающую шестерню.

При запуске двигателя на реле подается напряжения от АКБ с замка зажигания или через дополнительные пусковые реле. После срабатывания за счет электромагнитной индукции замыкались специальные контактные пятаки.

Благодаря этому на электромотор стартера подавалось напряжение. Якорь стартера заставлял двигаться вилку, которая, в свою очередь, толкала муфту холостого хода вместе с шестерней. Последнюю в честь создателя называют бендиксом.

Деталь входила в зацепление с зубцами на венце маховика, и двигатель запускался.

Назначение

Втягивающее реле стартера выполняет две важные функции. Это создание электрического контакта для запуска электромотора и приведение бендикса в движение для последующего его зацепления с маховиком двигателя.

Устройство

Реле состоит из следующих элементов. Так, механизм собран в корпусе. В нем находятся две обмотки – это удерживающая и втягивающая. Иногда эти обмотки могут быть совмещены в одну. Также реле имеет якорь и сердечник. Первый оснащен возвратной пружиной. Кроме этого, устройство оснащено вилкой, штоком, демпферной пружиной, контактной пластиной, болтами и пятаками.

Всю основную работу в этом реле выполняет якорь с обмоткой. После поступления электрического импульса с аккумуляторной батареи внутри возникает электромагнитное поле, заставляющее якорь двигаться вдоль трубки. Когда импульс перестает подаваться, якорь выходит из сердечника.

Возвратная пружина реле сжимается, как только на нее начинает воздействовать якорь. Вместе с ходом пружины начинает вращаться бендикс.

Магнит с обмотками внутри реле – это не что иное, как пара катушек с различными свойствами. Одна из них выполняет только втягивающую роль и подключена к электрическому мотору, другая – только удерживающая и подключается к управляющему выводу.

На якорь в момент запуска воздействует магнитное поле второй катушки. Оно не дает ему выйти из сердечника.

Типичные неисправности

Среди всех проблем, которые случаются со стартером, большая часть связана именно с этим тяговым реле. Рассмотрим самые типичные неисправности.

В процессе работы стартер испытывает огромные нагрузки. Чаще всего он устанавливается в нижней части двигателя. Это зона, в которую попадает большое количество пыли и грязи, воды, других жидкостей. Конструктивно втягивающее реле объединяется с корпусом стартера. Если учесть место нахождения реле, то оно также испытывает серьезные нагрузки. Пусковые токи при запуске двигателя могут доходить до 500 А и выше. Это ведет к разрушению контактных пятаков, контактной пластины и контактных болтов.

Среди основных неисправностей можно выделить обрывы, разрушение или выгорание обмоток. Также нередко разрушаются контактные зоны на пятаках и контактной пластине. Горят зажимы контактных болтов. Нередко ломается вилка, залипает шток реле или якорь. Разрушаются пружины.

Симптомы неисправностей

Каждая неисправность имеет определенные симптомы, по которым их можно выявлять. К примеру, если из строя вышли обмотки, то стартер не будет срабатывать. Разрушенные контактные зоны можно диагностировать по тому, что элемент будет работать «через раз».

Если обламывается вилка, то втягивающее реле стартера щелкает, стартер не крутит или крутит, но опять же – не всегда. О залипшем якоре или штоке, сломанных пружинах скажет заедание бендикса при запуске двигателя.

Эта неисправность может быть довольно опасной – так можно повредить маховик.

Как проверить втягивающее реле?

Тяговое реле стартера в большинстве моделей находится непосредственно на корпусе стартера. Чаще всего деталь можно найти вверху или сбоку. К этому узлу можно добраться, если есть хороший доступ к стартеру. В большинстве случаев они установлены в месте под выпускным коллектором. Но есть автомобили, где стартер располагается спереди.

Проверять реле следует, начиная с измерений сопротивления мультиметром. В некоторых старых авто напряжение на обмотку подается с замка зажигания. При помощи мультиметра замеряют и прозванивают обмотку. В современных моделях автомобилей питание подается через реле ЭБУ. Оно устанавливается в блоке предохранителей. Для проверки втягивающего реле стартера «Рено» и других моделей лучше предварительно ознакомиться с электрической схемой.

Данную операцию можно провести и около стартера. К нему подходят два провода – один толстый от АКБ, а второй — более тонкий и подключен к реле на стартере. Сопротивление между выводом реле и массой должно находиться в диапазоне от 0,5 до 5 Ом.

Однако здесь имеется один нюанс. В большинстве автомобилей в цепь реле включен и электродвигатель, а если в нем изношены щетки, то контакт будет утерян – реле не будет прозваниваться.

Если до проверки стартер работал, то нужно по нему хорошо постучать.

Диагностика реле без мультиметра

Можно проверить втягивающее реле стартера ВАЗ-2107 и без мультиметра. Для этого понадобится демонтировать механизм. Затем к нему подключают провода и соединяют их с АКБ. Одним проводом соединяют плюсовой контакт аккумулятора с соответствующим контактом на стартере.

То же самое проделывают и с минусовым выводом. Остается только коснутся минусовым проводом к корпусу устройства. Если во втягивающем будет слышен характерный щелчок, то оно находится в исправном состоянии. Если щелчка нет, тогда поможет замена втягивающего реле стартера ВАЗа.

Ремонт

Различные производители могут укомплектовывать стартер разборными или неразборными реле. В случае если разобрать узел не представляется возможным, то его просто меняют. Для этого нужно всего лишь открутить два болта.

Если реле разборное и если при проверке не срабатывает втягивающее реле стартера, то можно попробовать его отремонтировать. Ремонтные работы заключаются в следующем.

Первым делом откручивают крепления на передней крышке. Затем опаивают концы обмотки. После снятия крышки можно получить доступ к источникам проблемы – это могут быть силовые контакты. Если они изношены, то их следует заменить. Если контакты подгорели, то их шлифуют.

Именно так производится ремонт втягивающего реле стартера своими руками. Дальше остается только собрать узел, установить его на стартер и проверить работу.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет втягивающее реле стартера и как оно действует. Как видите, проверить работу данного элемента можно своими руками. Без помощи специалистов также получится выполнить и ремонт втягивающего реле.

Источник: https://www.syl.ru/article/378456/vtyagivayuschee-rele-startera-ustroystvo-naznachenie-vozmojnyie-neispravnosti-i-remont

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля своими руками
Объем бака хендай санта фе

Закрыть